Уже не первый год в декабре по решению ООН проводится декада поддержки и солидарности с людьми, имеющими ограниченные физические возможности. Немалые усилия прилагают общественные организации инвалидов для того, чтобы сделать эти дни традиционными.
  
Хотя бы традиционными, поскольку о результативности говорить не приходится: Как правило, в эти дни в средствах массовой информации появляются статьи с рассказами о силе духа и жизнелюбии некоторых или, наоборот, с описанием отчаянного положения инвалидов, опять же на примере некоторых. Объединения инвалидов проводят небольшие мероприятия, за рамками которых остается абсолютное большинство людей с ограниченными физическими возможностями.
  
Но в дополнении к этому хотелось бы услышать, прочитать, увидеть своего рода "отчет ведомств" о конкретных делах по предоставлению инвалидам гарантированных законом прав. В том числе и на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, к источникам информации, реализуемость права на труд и профессиональное образование, на реабилитацию во всех ее аспектах. Видимо, еще далеко за горами день, когда к декаде инвалидов будет принято делать "подарки" ,например, в виде благоустроенных пешеходных дорожек, приспособленных автобусов, оборудованных пандксами входов в организации и учреждения. Обществу предстоит длинный путь к достижению понимания инвалидности, к принятию своих нетипичных сограждан.
  
Стремясь изменить ситуацию, БРО ВОИ ищет и самостоятельно реализует новые формы взаимодействия с сообществом здоровых. И надо отметить, что такой подход дает более ощутимые результаты, открывает более ясные перспективы, чем традиционная социальная защита через льготы и пособия. В числе таких новых форм - попытка начать в республике движение по воспитанию в детях понимания и терпимости к инвалидности.
  
С этой целью в гимназии № 82 для учащихся 5 класса автором данной статьи был проведен ознакомительный урок. На нем с помощью журналов, рекламных проспектов, видеофильмов рассказывалось о жизни и возможностях инвалидов. Урок проходил в форме диалога. Учащимся была предоставлена возможность свободно высказывать и обсуждать свои мысли о физических, эмоциональных, социальных барьерах, стоящих перед инвалидами, о сходстве и различиях между людьми. Были использованы и оказались очень популярны игры, моделирующие характерные для различных форм инвалидности ситуации.
  
Дети были активны, искренне сопереживали и самостоятельно пришли к выводу, что инвалид такой же человек, как все. Но ему приходится затрачивать больше усилий и времени для тех же действий, что совершают здоровые. Не менее важным был и вывод о необходимости терпимого отношения к друг другу во избежании травматизма, последствием которого может стать инвалидность. И еще одно умозаключение детей - понимание хрупкости окружающего нас мира и необходимости оберегать его, проявлять доброту к слабым. К рассуждениям на эту тему подтолкнула опубликованная в одном из журналов фотография протезированного ежика.
  
Трудно от 45-минутного урока, первого и для учащихся и для организаторов, ожидать больших социальных последствий. Но они непременно будут. Особенно если такие уроки станут регулярными и повсеместными, если инициаторами будут выступать педагогические коллективы, если в их проведении примут участие сами инвалиды. БРО ВОИ же надеется, что первый опыт по воспитанию в детях понимания инвалидности будет подхвачен другими организациями инвалидов, школами, наберет силу и станет настоящим движением.