Нуртдинова З.Н. Начальник отдела социальной реабилитации БРО ВОИ
    
Наконец-то хотя бы теоретически стала общепризнанной идея о необходимости использования трудового, интеллектуального, творческого потенциала всех социальных групп населения, в том числе и людей с ограниченными физическими возможностями. Но недостаточная информированность порождает у значительной части общества предвзятое отношение к возможностям людей со статусом инвалида. Это, в свою очередь, делает самих инвалидов пассивными, безразличными к собственному общественному положению, вынужденными искать пути приспособления к житейским ситуациям. И как замкнутый круг, эти само найденные пути вызывают протест в обществе, которое называет их потребительством, иждивенчеством и т.д. Изменить ситуацию можно. Самый эффективный путь - достижение взаимопонимания между людьми. Одна из форм достижения взаимопонимания - воспитание у подрастающего поколения позитивного отношения к инвалидам через "Уроки понимания инвалидности".
    
Современная система образования предусматривает обучение детей-инвалидов в общеобразовательных школах. Там, где это есть, есть и опыт общения с инвалидами. Предлагаемые уроки рассчитаны в основном на тех детей, которые практически не имеют прямого контакта с инвалидами.
    
Идея и опыт проведения подобных уроков пришли в Россию от наших зарубежных коллег. В частности, на базе программы, реализуемой некоммерческой образовательной и просветительской организацией инвалидов США "Кидс", при финансовой поддержке правительства США с 1997 г. в городе Новгороде началось осуществление широкомасштабного проекта по поддержке гражданских инициатив.
    
Частью этого проекта и стали уникальные уроки для учащихся 3-5 классов общеобразовательных школ. Программа предусматривала ряд интерактивных занятий, что предоставляло возможность детям свободно обсуждать свои мысли. Их тематика была разнообразной: физические, социальные и эмоциональные барьеры, стоящие перед инвалидами; сходства и различия между людьми; осознание и культура инвалидности, заблуждения и стереотипы по отношению к инвалидам Уникальность же проекта состояла в том, что об инвалидах, их жизни, проблемах и возможностях рассказывали молодые инвалиды. Социальный резонанс этих уроков доказал жизнеспособность модели и целесообразность ее распространения в других регионах.
    
С сожалением приходится говорить о том, что эта инициатива не была доведена до логического конца. В качестве такового нам видится создание информационного центра, куда могли бы обратиться желающие поддержать эту инициативу, публичное обобщение и анализ уроков, подготовка и тиражирование дидактических и методических материалов, распространение сценариев, регулярное проведение обучающих семинаров и тренингов, да и просто разговор в прессе о нюансах организации подобных мероприятий.
    
Башкирская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов решала поддержать идею уроков. Для республики проблема взаимопонимания, взаимодействия инвалидизированных и здоровых членов общества актуально уже потому, что Башкирия лидирует среди регионов, где уровень инвалидности населения превышает средне российский.
    
Столкнувшись с вопросами методики уроков, поиска информации, мы решили поделиться со своими возможными последователями собственным опытом В качестве последователей мы видим не только сотрудников общественных организаций инвалидов, но и учителей общеобразовательных школ, родителей детей-инвалидов, социальных работников, медиков, реабилитологов и многих других. Ведь решая задачи интеграции инвалидов в общество, эти уроки одновременно решают задачи профилактики инвалидности, формирования системы нравственных ценностей.
    
Самым исчерпывающим доказательством тому являются рассуждения учащихся, побывавших на таких уроках. Вот некоторые из них.
    
Этим людям нужно только немного общения, поддержки и внимания со стороны общества, А позаботиться о себе, если захотят, они смогут и сами! И не нужно инвалидов считать людьми второго сорта или жалеть их. Нельзя все время напоминать им, что они инвалиды! Надо попробовать поставить себя на из место и подумать, легко ли им?
Иванова А. шк.82
    
Раньше я думал, что у людей, которые неполноценны, очень скучная жизнь. Но, к счастью, я ошибался. После того, как мы посмотрели фильм о них, я увидел то, что никогда бы себе не представил. Они добиваются всего, что захотят. Эти люди умеют играть в футбол, петь, бегать, водить машину, играть в теннис, они завоевывают кубки и медали, устраивают разные состязания. Этот урок заставил нас задуматься о том, как же им больно, когда на них не обращают внимание.
Скворцов Я. шк.82
    
В нашем мире сейчас очень много зла. Мы забыли о том, что должны помогать людям, будь то друг или просто чужой человек. Люди обозлились друг на друга, все думают только о том как себя обустроить. Какому-то человеку плохо, но никто ему не поможет. Поэтому сейчас подрастающему поколению нужны уроки доброты
В нашем классе был такой урок. Оказывается, я так мало знаю об этих людях .Меня поразило стремление к жизни людей, которых обделила судьба. Они остались калеками на всю жизнь, но стараются не падать духом. Инвалиды создали свое общество, они работают, танцуют, занимаются спортом, получают призовые места.
Им нужна от нас всего лишь поддержка и отзывчивость. Эти уроки помогают понять, что есть еще на свете доброта.
Так пусть же всегда будут такие уроки.
Гусева Е. шк.82
    
У нас провели урок доброты. Рассказывали об инвалидах. Инвалидами мы можем стать в любой момент. Этим людям необходимы общение, друзья, ласка, любовь, уход, внимание.
Некоторые из них добиваются большего, чем здоровые, потому что они проявляют силу воли. У всех дома есть предметы, которые делают слепые.
А мы даже не задумываемся над этим. Я хочу поближе познакомиться с инвалидами, чтобы понять из внутренний мир.
Сафиуллина Ф. шк.82
    
Этот урок доказал нам, что инвалиды - это такие же люди как и мы, но только их возможности ограничены.
Хотя вряд ли можно сказать, что из возможности ограничены. Ведь они умеют делать то, что не подсилу простым людям.
Еронова Д. шк.82
    
После этого урока я понял, что инвалид такой же человек, просто он ограничен в своих возможностях. Еще мне понравились эти поучительные игры. Этот урок помогает оценить по достоинству жизнь, свое здоровье, учит добру.
Мухаметшин И. шк.44
    
Мне очень понравился этот урок. Раньше я не задумывалась об инвалидах .Теперь я стала очень внимательна к окружающим людям и стала думать о последствиях того, что я совершаю.
Попова М. шк.44
    
Собрав крупицы опубликованной информации о подобных уроках, а так же обобщив свой первый опыт, отдел социальной реабилитации БРО ВОИ располагает несколькими сценариями проведения Уроков понимания инвалидности. Мы готовы предоставить их, а так же всю имеющуюся информацию любому, кто поддержит идею Уроков. Мы готовы проводить обучающие семинары, тренинги и открытые уроки. В рамках же данной статьи представляется целесообразным ограничиться общими методическими замечаниями.
    
Для нас Уроки понимания это серия из 2-3 уроков в одном классе. С нашей точки зрения, ознакомительный единственный урок недостаточен для того, чтобы сформировать у детей не то что стойкое доброжелательное отношение к людям с инвалидностью, но даже оставить в памяти понятие "люди с ограниченными физическими возможностями".
    
На первом уроке целесообразно определить, что дети знают об инвалидах и их трудностях, дать ключевые понятия: инвалидность, группы инвалидности, причины инвалидности, реабилитация, общественные организации инвалидов, потребности и досуг инвалидов, социальные стереотипы на инвалидов. Вся полученная детьми информация должна закрепляться при помощи видео сюжетов. По завершении урока учащимся дается домашнее задание: письменно изложить свои впечатления об Уроке понимания инвалидности и мысли о целесообразности подобных уроков. Выполнение этого задания добровольно, но оно так же помогает закрепить полученную информацию.
    
Второй урок мы рекомендуем проводить в виде круглого стола с участием представителей различных общественных организаций инвалидов (ВОИ.ВОГ.ВОС), государственных структур, работающих по проблемам инвалидов, ассоциаций родителей детей-инвалидов. И на этом, втором, уроке обязательно должны быть инвалиды, желательно взрослые, имеющие какие-либо достижения. Их задача рассказать о том, как они решают свои проблемы, какие ставят перед собой задачи, чем живут и чему радуются. Все выступления не должны быть более 10-15 минут. Необходимо оставить время для ответов на вопросы.
    
Третий урок - это любое совместное мероприятие детей-инвалидов и учащихся того класса, в котором проводились Уроки понимания.
    
Рекомендуемая частота уроков в одном классе - один раз в неделю, например, в день классного часа.
    
Уроки обязательно должны проходить в форме дискуссии. Монолог ведущего урок, даже очень содержательный и информативный, недопустим. Желательно, чтобы классный руководитель обеспечил учеников класса карточками с их именами, прикрепленными к груди. Это поможет дискуссию сделать более личностной.
    
Содержание и методы занятий по пониманию инвалидности должны строго соответствовать возрасту школьников.
    
В качестве дидактического материала наглядно использовать выдержки из сочинений детей-инвалидов с рассказом о себе и своей жизни. Подготовка сочинений может стать самостоятельным видом работы в объединениях родителей-детей инвалидов, в школах-интернатах, в первичных организациях. (В то же время допустимо импровизировать сочинение организаторам урока.)
    
Задача - из общей массы выбрать работы, наиболее соответствующие целям урока. При подборе историй для детей надо исходить из того, что они должны дать возможность обсуждать различные аспекты инвалидности на доступном для учеников уровне. Предлагаемые к обсуждению ситуации должны создавать атмосферу, располагающую к откровенному разговору, свободному выражению мыслей и взглядов. Не эффективно использование душераздирающих историй, которые, вызывая чувство сострадания, тем не менее, не оставляют места для рассуждений.
    
В данной статье мы рассказали лишь об общих принципах и некоторых методических подходах к организации Уроков понимания инвалидности. Надеемся, что идея Уроков найдет понимание и поддержку.
Меню