ОТЧЕТ

Федерации туризма для людей с ограниченными жизненными возможностями Туристско-спортивного союза РБ за 2000 год

 

Taк как наша Федерация только в этом году вышла на «рабочий» режим, результаты работы Федерации за 2000 год могут быть проанализированы в достаточном объеме, если принять во внимание «исходный» фон.

Инвалидный туризм начал развиваться в РБ 70-х годах, на фоне мошной финансовой поддержи туризма со стороны профсоюзов. В то время существовали только БРО ВОС и БРО ВОГ. Инвалидный туризм в вышеназванных структурах развивался параллельно, не «перекрещиваясь». Об интеграции туристских организаций БРО ВОС н БРО ВОГ разговор даже не поднимался. Важно подчеркнуть, что обе инвалидные организации ввели в свои штаты ставки инструкторов по туризму, без чего в принципе нельзя говорить о планомерном и качественном развитии туризма. Основными типами туристских мероприятий были ежегодные соревнования по пешему туризму (ориентировочно 1-го класса), не категорированные пешие походы, оздоровительные и развлекательные выезды на природу.

На фоне перестройки туризм в обеих организациях «умер». В 1996 году по инициативе нашей Федерации, которая в то время существовала в виде ассоциации изолированно от Туристско-спортивного Союза, была начата работа по привлечению в спортивный и оздоровительный туризм взрослых инвалидов по зрению и слуху.

Первые же совместные мероприятия показали, что на низовом уровне инвалиды с разными заболеваниями могут эффективно сотрудничать и даже помогать друг другу. Однако на уровне руководства выявилось нежелание сотрудничать. За период с 1996 по 1998 года в системе БРО ВОС и БРО ВОГ были выявлены инвалиды, которые приняли участие в наших туристских мероприятиях и были заинтересованы в развитии туризма внутри своих организаций. В 1998 году мы начали проводить совместные мероприятия и убедились в необходимости сотрудничества. Важно, что к этому выросли и влились во взрослый туризм юноши и девушки, которые занимались в туристских кружках РЦДЮТиЭ MHO РБ.

В БРО ВОИ туризм начал развиваться в 1989 году непосредственно под патронажем активистов, которые и сегодня составляют актив нашей Федерации по линии инвалидов – опорников. Весной 1990 года нам начали активно помогать турклубы Норд, Спутник н Республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий. В 1994 году нам удалось убедить БРО ВОИ ввести в штат ставку инструктора по туризму и устроить на работу в БРО ВОИ Саломатина В.Н., у которого проявился не только туристский, но и «литературный» дар. К сожалению, отношения с ним у многих инвалидов не сложились, но это, вероятно, временное явление.

В 997 году наша ассоциация начала сотрудничать с Тур союзом и вошла в его состав.

В 1999 году мы были оформлены официально, как Федерация туризма для людей с ограниченными жизненными возможностями. Кстати, все другие Федерации в качестве подразделений ТСС РБ официально до сих пор не оформлены, т.е. не имеют своего ИНН. В состав Федерации, кроме инвалидных организаций, вошли несколько организаций пожилых людей. Именно этот фактор (интеграция организаций инвалидов и пожилых людей) стал определяющим в высокой оценке нашей работы представителем международной организации Help Age International, штаб-квартира которой находится в Лондоне. Впрочем, со стороны этой организации были и замечания. В частности, на международной конференции в Загребе, куда я был приглашен по линии добровольческого движения (не связанного с туризмом), представители добровольческих организаций Центральной и Восточной Европы были удивлены, что у нашей Федерации а нет договора о социальном партнерстве с Госкомитетом РБ по спорту и туризму. С их точки зрения правовая неопределенность отношений рождает неопределенность в совместной деятельности и снижает уровень гражданской ответственности сторон друг перед другом. Кстати, БРО ВОИ после визита Help Age International в г. Уфу пошло на договорные отношения с одной из организаций, входящих в состав нашей Федерации.

В настоящее время в состав Федерации входят основные инвалидные организации РБ и несколько организаций напрямую, что порождало хаос и претензии со стороны ГК СТ. Сегодня нам удалось договориться о совместной политике по отношению к ГК СТ РБ и проведении совместных мероприятий. 2000 год прошел организованно. В 2000 году мы вышли на рабочий режим, сформировали (по аналогии с другими Федерациями ТСС РБ) перечень традиционных ежегодных мероприятий и будем пытаться сохранить его в дальнейшем - при условии поддержки со стороны ГК СТ и организаций - членов Федерации.

По мнению наших активистов и организаторов, массовость некоторых мероприятий, прежде всего слетов и спортивно-оздоровительных походов, необходимо снизить – по соображениям техники безопасности. Кроме того, большое количество участников тур мероприятий при отсутствии достаточного количества сопровождающих и инструкторов (это хроническая беда движения инвалидов во всем мире) приводит к сверхнагрузкам для организаторов. В числе участников наших мероприятий всегда не менее 50% членов БРО ВОИ.

В 2001 году мы намерены снизить едино разовую массовость общереспубликанского слета за счет проведения его в два этапа. Первый этап будет проходить на межрайонном уровне в июне в северо-восточной (Киги), центральной (Уфа), южной (Салават), западной (Туймазы) зонах РБ. Второй этап пройдет в июле на реке Инзер. Таким образом, мы сможем сохранить достигнутый нами суммарный уровень массовости слета.

Еще более злободневно сокращение массовости отдельных тур походов, особенно дальних. Сохранить общую массовость походов можно только за счет увеличения общего количества походов.

При формировании политики Федерации в области туризма для людей с ограниченными жизненными возможностями нам необходимо более четко представлять политику ГК СТ. В настоящее время существуют противоречия между политикой ориентации ГК СТ РБ на массовость в туризме, которую официально заявил председатель ГК СТ Самородов В.Н., и политикой ориентации на элитарный спортивный туризм высших категорий, которую проводит Тур союз.

В настоящее время ГК СТ осуществляет долевое финансирование туристских мероприятий спортивной направленности нашей Федерации в пределах 30-50% сметной стоимости финансируемых мероприятий. При этом другие виды туризма (познавательный, приключенческий, туризм-отдых) абсолютно не финансируются. Подчеркнем, что Министерство социальной защиты н Министерство здравоохранения категорически возражают против целевого финансирования туристских мероприятий инвалидов и пожилых людей, ссылаясь на разделение функций между ведомствами. «Туризм - это комитет по спорту в туризму» - заявляют они. Министерство социальной защиты в этом году при проведении слета в Салаватском районе РБ оказало незначительную финансовую поддержку только своему районному отделению. Справедливости ради следует сказать, что моральную и методическую поддержку эти два министерства нам оказывают.

Из всех проведенных нами мероприятий наиболее значимыми были Республиканский туристский слет в Салаватском районе РБ, туристский лагерь на реке Инзер и поход на Алтай.

Выводы, которые мы сделали после проведения данных мероприятий, дали импульс новой политике Федерации в раде вопросов.

 

Туристский слет.

1.             Нельзя доверять выбор места для проведения тур слета непрофессионалам. Так, в Салаватском районе место для слета выбирали представители местной администрации. В дальнейшем нашей Федерации не удалось поменять место проведения слета, что привело к предаварийной ситуации на фоне сброса воды вышенаходящимся водохранилищем Челябинской области. Только благодаря слаженным своевременным действиям местной администрации, МЧС и нашей Федерации все обошлось благополучно.

2.             Очень проблематично воспринимается сотрудничество с представителями местных районных спорткомитетов без непосредственного присутствия представителей ГК СТ РБ.

 

Туристский лагерь

Самая популярная форма тур мероприятия. Позволяет проводить обучение, соревнования, походы выходного дня, краеведческие экскурсии. Несомненно, тур лагерь - наиболее оптимальная форма массовой деятельности любой Федерации. Было бы желательно сохранить эту форму тур мероприятий в дальнейшем.

 

 

Поход на Алтай.

1.      При прохождении маршрута нами была проведена экспертная оценка возможностей инвалидов по зрению и слуху в плане преодоления в пешем походе природных препятствий которые не встречаются на Южном Урале: перевальные взлеты с набором высоты около 1 км, траверс горных хребтов на высоте около 2000м, «глубокие мхи», карликовая березка, кочкарник, корневища. Было выяснено, что даже инвалиды 1 группы по зрению могут преодолевать эти препятствия, но скорость передвижения при этом резко падает (до 1 км/час н ниже)

2.      Данные наблюдения явились основой наших предложений в Турсоюз России предположений по классифицированию пеших туристских маршрутов для инвалидов. Основой этих предложений является фиксированный километраж для всех категорий сложности (100 км). Рост сложности походов должен осуществляться за счет набора локальных препятствий. Для отдельных районов (п-ов Таймыр и т.д.) в виде исключений возможен иной принцип категорированных маршрутов.

3.      Численность группы на маршруте не должна превышать 12 человек. При большем количестве участников на руководителя группы падают сверх нагрузки.

4.      В 2001 году мы планируем совершить пеший поход с наиболее подготовленными туристами в зону высокогорья, чтобы иметь информацию о возможностях инвалидов и преодоления в пешем походе всех основных локальных препятствий в пешем походе.

5.      Инвалидам 1 группы необходимы индивидуальные сопровождающие, как это принято Министерством здравоохранения и Министерством социальной защиты. На трех дееспособных в плане туризма инвалидов 2 группы и 5 инвалидов 3 группы необходим одни здоровый сопровождающий. «Дееспособный» в плане туризма означает, что инвалид может нести рюкзак с личными вещами и продуктами питания. Общественное снаряжение несут сопровождающие.

 

 

Председатель ФТЛОЖВ                                   Ахметшин А.М.



Меню
Сайт управляется системой uCoz