Данный доклад представляется БРО ВОИ в целях ознакомления и популяризации деятельности крупнейшей в республике организации инвалидов-опорников и общего заболевания по реабилитации инвалидов, интеграции их в социум.. Не менее важной является и цель поиска социальных партнеров, которых мы рассчитываем найти в том числе и в вашей аудитории. Общество надеется, что специфика наших, как представителей общественного движения инвалидов и ваших, как реализаторов государственной политики социальной защиты инвалидов, подходов к реабилитации имеют много общего и служат лишь взаимообогащению. Поскольку Общество за последние годы впервые заявляет о себе на таком представительном совещании реабилитологов, хотелось бы, не уклоняясь в принципе от темы совещания, составить у Вас более полное представление об организации, наших возможностях и реализуемых технологиях

В 1988 г. в республике на учредительной конференции была создана общественная, социально - реабилитационая, производственно-хозяйственная, культурно-просветительская организация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. В основе организации - индивидуальное членство физических лиц. Организация является самостоятельным юридическим лицом в структуре Всероссийского Общества Инвалидов, пользуется льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством для всероссийских организаций инвалидов. БРО ВОИ нейтральна в религиозном отношении и самостоятельно определяет формы и методы взаимодействия с политическими партиями, государственными структурами и общественными объединениями.

БРО ВОИ строится по территориальному принципу. За основу взято административно-территориальное деление Башкортостана. Опора на поселенческую структуру имеет свои количественные предпосылки и основания. Для доказательности этого утверждения сошлемся лишь на статистику Министерства социальной защиты. Наш анализ показал, что на 1.01.98.

Все население 4 104 004 инвалидов 169254 - 4.1%

Городское 2 661 055 - 64,8% 114635 - 4.3%

Сельское 1 442 949 - 35.1% 54619 - 3.8%

Из общего числа инвалидов

В городской местности проживает - 67,7%

В сельской местности проживает - 32,3%

ВЫВОД:

Поселенческая структура инвалидов республики соответствует поселенческой структуре всего населения и дискриминации по этому признаку инвалидов нет. Нет территориальной локализации и спецпоселений.

Анализ удельного веса инвалидов в составе всего населения по районам и городам

ВЫВОД Удельный вес инвалидов по городам варьируется существенно. Наименьший в г.Агидель - 2,5% от общего числа жителей, наивысший в г.Баймак - 10,3% от общего числа проживающих. В сельских районах независимо от численности проживающих наблюдается постоянный и типичный для всех 54 районов удельный вес инвалидов в пределах 2-3% ( разница лишь в десятых долях) На общем фоне исключение составляют Хайбулинский район - 3,6% инвалидов в составе населения и Стерлитамакский район - 3,3%

Проблема Как и чем объяснить стабильный показатель удельного веса инвалидов в составе сельского населения

Гипотеза Существует негласная практика ограничения предоставления статуса инвалида по типу разнарядки. Отсутствие в сельских районах отлаженных механизмов правовой защиты и информированности сокращает обращаемость за получением статуса инвалида. Инвалиды стремяться уезжать из сельской местности в города поближе к медицинским учреждениями и коммунальным удобствам, поэтому существует миграционный фактор, поддерживающий уровень на одном и том же показателе/Сельское население более здорово, чем городское, поэтому и инвалидизация его идет медленнее.

За десятилетний период деятельности организация создала разветвленную сеть региональных подразделений, собственную многопрофильную производственную базу, центр профессионального обучения, спортивный и туристический клубы, центры реабилитации, имеет собственную газету, эфирное и телевизионное время .

К 1999 г. организация объединяла в своих рядах более 38 тыс. инвалидов, Но помощь и поддержка оказывалась и оказывается любому обратившемуся инвалиду, независимо от членства в организации . Для них, а также для тех, кто не является членом общества, к 1999 г. работало 23 районных и 12 городских правлений ВОИ, 388 первичных общественных объединения инвалидов, 25 функциональных подразделений. БРО ВОИ по отношению к названным структурным составляющим общества выполняет роль координатора и организатора деятельности, при необходимости оказывает финансовую поддержку отдельных направлений, выступает гарантом соблюдения прав инвалидов в республике.

БРО ВОИ осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством России, программными документами ВОИ, Уставом БРО ВОИ. Целями деятельности, в соответствии с Уставом организации, являются защита прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, интеграция инвалидов в социум. Свою деятельность БРО ВОИ осуществляет исходя из принципов гуманизма и милосердия, недопущения дискриминации инвалидов по признакам категорий, причины и степени инвалидности, национальности, пола, возраста и др

Производственно-организационная структура БРО ВОИ за десятилетний период претерпела существенные изменения. По ним можно судить о приоритетных на том или ином этапе развития организации направлениях деятельности, о гибкости стратегии. Если на первых этапах фактором консолидации инвалидов и направлением организационных усилий БРО ВОИ были спорт, туризм и творчество, то к концу 90-х годов социально экономический кризис в стране выдвинул на первый план проблему самодостаточности лиц с ограниченными физическими возможностями, дополняемой социальными гарантиями государства. Ее краеугольным камнем является проблема создания для инвалидов доступной среды обитания и комплексной реабилитационной инфраструктуры.. В числе приоритетных - правовое просвещение и правовая защита, хозяйственная деятельность и трудовая занятость инвалидов. И вот здесь мы подошли к вопросу о социальных технологиях, разрабатываемых и реализуемых БРО ВОИ.

Но прежде, чем говорить о них, определимся с понятийным аппаратом. Ключевыми понятиями темы совещания являются "абилитация" и "реабилитация" Оба эти слова являются русскими кальками с английских слов. И если понятие реабилитации как восстановления прочно утвердилось в русской лексике, то термин "абилитация", с мой точки зрения, только начинает вводится в оборот.

Будеи мсходить из того, что абилитация есть комплекс мероприятий по формированию отсутствующих и подтягиванию недостаточно развитых способснотей (навыков) к уровню социально принятых. А реабилитация - восстановление существовавших, но утраченных способностей (навыков) "Социальные программы" рассматриваются как изложение основных направлений деятельности организации на определенную перспективу и в определенном направлении "Социальные технологии" - как совокупность приемов, методов и конкретных действий , используемых уже в процессе реализации социальных программ, в процессе повседневной деятельности. Т.е., понятие "программа" более широкое, чем понятие "технология".

Каждая программа уникальна по своей сути. Но ценность технологии реализации программ в ее алгоритмизированности: чем отработаннее технология, тем она эффективнее, тем больше шансов тиражировать ее для решения аналогичных задач .

На сегодняшний день БРО ВОИ сложное структурное образование. Каждое его подразделение имеет собственные программы развития и программы защиты интересов инвалидов. Но каждая из них работает на единую стратегическую идею - интеграцию инвалидов в социум как его равноправных членов.

Наиболее показательна в этом плане деятельность Управления по социальной реабилитации. В активе Управления сейчас около десятка, в разной мере реализуемых, но все же запущенных, социальных проектов. Наиболее эффективно работает программа "Трудоустройство инвалидов". На ее примере и проиллюстрируем деятельность БРО ВОИ по формированию и отработке собственных социальных технологий.

Нет необходимости обосновывать тезис о том, что социально-экономическая ситуация в стране, минимальные возможности органов социальной защиты реально защитить маломобильные группы населения, неспособность служб занятости обеспечить работой желающих жить самодостаточно инвалидов обусловили появление программы "Трудоустройство инвалидов". Единственно хотелось бы, чтобы решая вопрос о трудовых рекомендациях инвалиду Вы помнили о том, что систематические задолжности по пенсиям, невероятный разрыв между минимальным потребительским бюджетом в регионе и пенсией по инвалидности (1265 и 360 в среднем соответственно), сопротивление местных администраций при предоставлении льгот, невозможность организациям БРО ВОИ оказывать систематическую, достаточную материальную помощь вынуждают инвалидов искать способы самостоятельного удовлетворения своих потребностей.

Суть технологии трудоустройства состоит в том, что Управление выступает посредником между ищущим работу инвалидом и работодателем (частным, коллективным, государственным) С этой целью в Управлении формируется база данных о предприятиях, использующих, использовавших или желающих использовать труд инвалидов. И база данных об инвалидах 1.2 и 3 групп, ищущих работу, независимо от того, приняты они на учет в службах занятости или нет и каковы их трудовые рекомендации МЦЭ.. Данные собираются на анкетной основе. После трудоустройства инвалид в течении трех месяцев находится под патронажем Управления. В частности, Управление отслеживает факт трудоустройства, контролирует условия работы и оплаты труда, предоставления гарантий и льгот. Информация собирается как от инвалидов, так и от работодателей. При необходимости по заявлениям инвалидов решаются с работодателями спорные вопросы. В случае увольнения УСР вновь берет инвалида на учет как ищущего работу, а так же оставляет на учете тех, кто в дальнейшем хотел бы найти более выгодные условия работы..

Одним из элементов технологии трудоустройства инвалидов является попытка Управления через опрос работодателей сформировать своего рода справочник профессий и должностей, на которых может быть использован труд инвалидов. Создание такого справочника, как мы надеемся, значительно облегчит проблему трудоустройства инвалидов через службы занятости, позволит им вести целенаправленную профподготовку инвалидов.

Частью технологии трудоустройства является и работа с анкетами инвалидов, которая позволяет проводить уже аналитические обобщения и формулировать выводы. Критерием эффективности принятой в Управлении технологии трудоустройства является ежемесячное обеспечение работой примерно 15-20 инвалидов в среднем.

Реабилитационный характер имеют и реализуемые программы "Социальный телефон", "Доверие" (духовно-психологическая реабилитация) , "Материальнаяпомощь" (экономическая реабилитация), "Лекарственная помощь" (медицинская реабилитация) И, безусловно, развиваются традиционные направления раблты с инвалидам - туризм, спорт, художественная самодеятельность, творчесвотво

Абилитационную направленность имеет, пожалуй, лишь программа "Профессиональное обучение детей-инвалидов" и существующая пока как разработка программа по созданию Центров независимого проживания.

Суть технологии профессионального обучения сводится к тому, что на базах средних специальных учебных заведения следует формировать группу на обучение из инвалидов и уже сформированной предлагать ее к обучению. В частности, если единовременно обучить, например, в Туймазинском юридическом техникуме по направлениям районных организаций инвалидов на юристов (дипломированных социальных работников), то их единовременный выпуск и трудоустройство в районных организациях позволит сразу изменить профессиональный уровень и качество решения проблем инвалидов через общественные организации.

Программой создания Центров независимого проживания хотелось бы заинтересовать Вас, реабилитологов и сделать это совместной целью. В идее независимого проживания есть привлекательные моменты и для государственных служб. В частности, Независимое проживание предполагает опору инвалидов при решении социальных вопросов преимущественного на себя и свои семьи при поддерживающей, а не обеспечивающей роли государства.

ПРОБЛЕМА заключается в том, что у Независимой Жизни, как рыночной философии и образа действия по обеспечению инвалидов, нет в России исторических корней, нет достаточно широкого социального слоя, заинтересованного в ее распространении и имеющего представление о том, как это сделать. Интуитивных порывов одиночек недостаточно и малоэффективно для всех инвалидов. Вынужденная не мобильность не позволяет работать с общей массой инвалидов.

"Независимая жизнь", в качестве понятия, описывающего один из программных моментов всемирного движения инвалидов, практически не известна самим инвалидам. Факты информированности отдельных людей следует понимать как эпизодические. Основной источник информации для них - это попавшие в регион отдельные брошюры с материалами обучающих семинаров в сфере социальной политики. Эти материалы стихийно распространяются, методом ксерокопирования, просто заинтересованными людьми. Естественно, о подготовленности к их восприятию и пропаганде говорить не приходится. В отдаленных от центра городах и тем более в сельских районах нет даже попытки импровизировать на эту тему. Государственные структуры, в силу исторически сложившейся ориентации на социальное обеспечение через распределение бюджетных средств, тоже не проявляют интереса к концепции.

Проблемы создаст и тот факт, что в Башкортостане подражание лучшим мировым образцам Независимой жизни будет затруднено особенностями республиканского законодательства. В отличие от федеральных, местные нормативные акты не предусматривают возможности правлениям общества инвалидов заниматься коммерческой деятельностью, что создает финансовые трудности. Следовательно, работа по развитию модели непременно будет иметь свою национальную специфику.

Осложняющим обстоятельством на пути распространения модели следует считать слабую развитость сети инвалидных организаций в республике. Так, например, общества инвалидов-опорников созданы лишь в 12 из 21 городах Башкирии, в 23 из 54 административно-территориальных единицах. Но реаблитологи, насколько мне известно, есть во всех районах. Поэтому было бы приятно найти у Вас понимание и поддержку нашей деятельности. Пока не просматриваются варианты распространения модели независимого проживания без сети центров, где будет проводиться обучение и реализация самодостаточности.

В ряду проблем, затрудняющих реализацию идеи полноценного проживания инвалидов в сообществе, следует назвать слабый интерес к собственным общественным организациям и их деятельности. Так, за десятилетний период членство в обществе, пережив определенный подъем, вновь вернулось к исходным количественным показателям 1988 г. Организационная разобщенность инвалидов лишает движение за Независимую Жизнь социальной опоры. В то время как интересы развития модели требуют, чтобы каждый испытывал потребность и стремился жить полноценной жизнью, чтобы по возможности большинство инвалидов были реализаторами идеи, а не просто потребителями.



Меню
Сайт управляется системой uCoz